Влияние Яндекс.Такси и Gettaxi на рынок
Первый мобильный сервис такси появился на российском рынке в 2010 году. Яндекс. Такси представил мобильное приложение, интегрированное с собственными картами. Принцип работы с самого основания остается неизменным – собственного таксопарка у сервиса нет, компания выступает посредником, делегируя заказы уже работающим на рынке компаниям. В 2012 году у Яндекс.Такси появился конкурент – Gettaxi, израильский сервис, который был успешно испробован в Тель-Авиве. Его внедрение сопровождалось агрессивной рекламной кампанией и инвестициями в размере 20 миллионов долларов.
Внедрение мобильных сервисов на рынок пассажирских грузоперевозок
В 2011-12 году большая часть рынка была за частными извозчиками, так называемыми «бомбилами». Большинство из них не имели даже лицензии и не были зарегистрированы как частные предприниматели. Отсутствие адекватного контроля, низкое качество сервиса и полное пренебрежение правилами безопасности неизменно приводило к тому, что количество ДТП постоянно росло. По состоянию на начало 2012 года доля теневого такси на рынке составляла 80 процентов, что в цифровом выражении более 690 миллионов долларов годового оборота. Зарегистрированные по всем правилам парки перевозчиков составляли чуть больше десятой доли от этого числа.
Официальные перевозчики были скованы множеством ограничений, поэтому водители таких таксопарков были в невыгодном положении: стоимость проезда и время ожидания машины было гораздо выше.
Яндекс.Такси стал первым сервисом в Москве, который позволил упростить вызов такси, дал возможность получить представление о марке машины, стоимости услуги и скорости подачи авто заранее. Появившийся чуть позже Gettaxi только закрепил эту тенденцию. Такое предложение заинтересовало в первую очередь средний класс – тех, кто ценит уверенность в качестве и слаженности работы такси. Имея смартфон, абсолютно любой человек смог вызвать такси, не прилагая никаких усилий.
Комфорт и безопасность прежде всего
Несмотря на схожесть Яндекс.Такси и Gettaxi, сервисы имеют разную философию и целевую аудиторию. Но общее все же есть – благодаря упрощению процедуры заказа такси, возможности оплатить электронными деньгами или банковской картой, легальный рынок пассажирских перевозок начал стремительно расширяться. Частники теряли клиентов, так как лишились основных преимуществ – дешевизны и экономичности, ради которых клиенты были готовы жертвовать комфортом и безопастностью.
Согласно статистике, сейчас скорость подачи в Яндекс.Такси составляет в среднем 7 минут, в Gettaxi 10 минут. Чем больше новых преимуществ появлялось у мобильных сервисов, тем меньше становилась доля теневого рынка. Сами водители отмечают, что подключение к сети Яндекс или Gettaxi дает больше возможностей для заработка, уменьшает время простоя и минимизируют количество ограблений во время поездки.
Если в конце 2012 года количество машин, зарегистрированных в мобильных сервисах, составляло чуть более десяти тысяч, то к 2014 году эта цифра резко выросла. Только в Москве на связи в Яндекс.Такси может быть более девяти тысяч машин одновременно. Так же, как и Gettaxi, компания заключила договора с крупнейшими корпорациями, осуществляющими автомобильные пассажирские перевозки, и активно интегрирует свои разработки в диспетчерские программы таксопарков.
Целевые группы: что выбирают пассажиры?
Каждая из служб получила дополнительное число клиентов, но целевые группы заказчиков услуги значительно отличаются.
Эконом-класс
Яндекс.Такси позволяет экономить, добраться из одной точки в другую с помощью этого сервиса гораздо дешевле. Кроме того, есть возможность оплатить поездку яндекс деньгами или банковской карточкой. Это особенно удобно, когда после длительной развлекательной прогулки по ночным заведениям города необходимо вернуться домой, а наличных денег нет. Поэтому Яндекс.Такси получили самый большой кусок «транспортного пирога» — сегмент эконом-класса. Клиенты с более высокими требованиями тоже часто пользуются этим мобильным сервисом – их привлекает предсказуемость: марка машины и наличие дополнительных опций известно заранее.
Бизнес-класс
Но все же большую часть бизнес-класса привлек к себе Gettaxi. Более строгие требования к автопарку компании-партнера, собеседование с водителями при заключении контракта, рейтинговая система делает обслуживание практически безупречным. Несомненным плюсом является наличие кондиционера в каждой машине, чистота и реализация пожеланий пассажира. В Gettaxi можно даже музыку выбрать по собственному вкусу.
Несмотря на условное разделение, при вызове машины через сервис, вы можете выбрать класс машины и, соответственно, стоимость километра поездки. Выбирайте то, что важнее и делайте заказ – все просто, легко и быстро.
Конкуренция на рынке
Ошеломительный успех двух первооткрывателей мобильного сервиса такси не оставил равнодушными многих предпринимателей. Постепенно появилось множество конкурентов, каждый из которых попытался занять определенную нишу. Так, Uber и Wheely, иностранные компании, сделали ставку на сегмент класса Люкс, предложив транспортировку клиента на дорогих марках авто. Что интересно, зачастую парки этих компаний использует Gettaxi, по сути, помогая конкуренту и снижая время простоя.
Перспективы развития и прогнозы
Что ждет службы мобильного сервиса в дальнейшем? Наиболее вероятно расширения сегмента легальных такси и постепенное уменьшение теневой доли рынка. Основные игроки, такие как Яндекс.Такси и Gettaxi будут расширять свое присутствие за счет частных таксистов. Не исключена покупка хедлайнерами рынка мелких компаний с наработанными базами клиентов и профессиональных водителей.
Если в 2014 году доля Яндекс.Такси в сегменте официальных пассажирских перевозок составляла 20%, то в 2015 году эта цифра увеличится не менее, чем на пять пунктов. Та же тенденция развития сохранится в отношении Gettaxi.